10 простых шагов: Как полностью защитить вашего ребенка от буллинга!

Во многих школах действуют нормы, направленные на предотвращение буллинга. Эти предписания, безусловно, важны, но учителя и родители должны помнить, что изменения в поведении детей происходят благодаря людям, а не правилам.

Ребята, испытывающие сложности в социальном взаимодействии, не развивают новые навыки, так как вынуждены следовать установленным правилам. В то время как дети, склонные к доминированию и контролю над другими, не изменяют свое поведение лишь оттого, что это требуют правила. С другой стороны, исследования свидетельствуют, что развитие у детей определенных навыков способствует укреплению социального поведения, снижению уровня стресса, улучшению взаимоотношений с учителями и сверстниками, а также повышению успеваемости. Следовательно, систематическая работа с учащимися в этом направлении может значительно снизить случаи буллинга.

Рассмотрим подробнее, какие социальные и эмоциональные навыки стоит развивать у детей для предотвращения буллинга.

1. Управление эмоциями

Все дети испытывают эмоции, но некоторые не умеют с ними справляться. Часто дети настолько захвачены сильными чувствами – злобой, грустью, страхом или разочарованием, что это выражается физически. Мы все видели такие проявления: красное лицо, слезы, дрожь, сжатые кулаки, крик, агрессивное поведение. Детям нужно научиться контролировать свои сильные чувства. Для некоторых это требует больше времени и четкого руководства.

Дети, склонные к буллингу и те, кто становится его жертвами, должны развить навыки стрессоустойчивости и научиться контролировать свои импульсы через различные методы саморегуляции.

2. Эмпатия

Эмпатия – это способность понять и почувствовать мысли и эмоции другого человека в определенной ситуации. Развитие эмпатии у детей особенно важно, так как дети, склонные к буллингу, получают социальное вознаграждение за свое поведение – чувство власти, повышенное внимание, высокий социальный статус и т.п. Таким образом, они могут не осознавать вред, который наносят другим.

Навыки эмпатии помогают предотвратить буллинг, потому что они учат детей относиться к сверстникам как к равным, а не как к средствам достижения популярности в классе. Развитие эмпатии способствует пониманию мыслей и чувств своих сверстников.

3. Решение проблем и преодоление конфликтов

Чтобы предотвратить буллинг, не нужно оберегать детей от всех конфликтов. Конфликты – естественная часть человеческих отношений. Более того, разногласия могут быть конструктивными и помочь увидеть ситуацию с разных сторон. Поэтому следует развивать у школьников навыки разрешения проблем, чтобы они могли самостоятельно управлять неизбежными конфликтами с уважением к собеседнику. Исследования показывают, что навыки решения проблем более эффективны в предотвращении буллинга, чем эмоциональные реакции.

4. Уверенность в себе

Уверенный человек высказывает свои мысли и чувства без обвинений и с уважением к другим. Агрессия, лежащая в основе буллинга, разрушает отношения, так как направлена на нанесение вреда или обесценивание других. В то же время уверенность в себе позволяет общаться открыто и уважительно, укрепляя позитивные взаимоотношения. Когда дети развивают уверенность, они становятся способными лучше общаться, решать конфликты, противостоять групповому давлению, удовлетворять свои потребности и эффективно взаимодействовать с другими.

5. Способность к дружбе

Для детей школьного возраста дружба создает чувство принадлежности. Чтобы предотвратить буллинг, необходимо развивать у детей как навыки установления дружбы, так и способность правильно выбирать друзей. Это включает два ключевых аспекта:

  • Установление дружеских отношений. У многих детей это умение развивается естественно, но у некоторых возникают трудности. Если у ребенка нет друзей, он лишается возможности развивать здоровые социальные навыки и учиться эффективно взаимодействовать с другими. Со временем это может привести к социальной изоляции и замкнутому кругу отвержения.
  • Правильный выбор друзей. Многие дети воспринимают школу как враждебную среду, где трудно завести друзей. В школьной социальной иерархии высокая конкуренция, и некоторые прибегают к буллингу для повышения своего статуса. Один из способов это предотвратить – научить детей устанавливать дружеские отношения вне школы. Учителя и родители должны поощрять общение детей на игровых площадках, в спортивных секциях или кружках. Когда ребенок делает первые шаги в установлении дружбы, родители и учителя должны поддерживать его в этом.

Кроме того, родители должны научить ребенка выбирать друзей с учетом их личностных качеств, а не социального статуса. Часто дети выбирают друзей исходя из популярности, что может привести к токсичным отношениям. Родители могут помочь ребенку увидеть такие отношения и научить его выбирать друзей, основываясь на общих интересах и уважении.

Систематическая работа по развитию вышеуказанных навыков у школьников способствует созданию позитивной атмосферы в классе, предотвращает буллинг и оказывает положительное влияние на всю жизнь ребенка. Поэтому такие программы должны начинаться с младших классов и активно поддерживаться как школами, так и семьями.