Как справиться с детскими ссорами: секретные методы от экспертов

Детство можно сравнить с учебным полигоном, где малыши пробуют взаимодействовать с миром вокруг себя. Именно через повседневный социальный опыт они учатся коммуникации и укрепляют свои навыки общения. Родителям предстоит непростая задача — научить своих детей управлять собой в конфликтных ситуациях, выражать свои потребности и эффективно разрешать споры. В этой статье мы рассмотрим стратегии, которые помогут родителям разобраться и грамотно управлять повседневными конфликтами их детей с друзьями, родственниками и в школьной среде.
Данная статья не рассматривает конфликты, связанные с буллингом, физической или вербальной агрессией, или агрессией среди братьев и сестер. Некоторые представленные стратегии могут быть полезны для решения более серьезных конфликтных ситуаций.
 

Что представляет собой конфликт?

Конфликт представляет собой несогласие или спор между двумя или более людьми, у которых разные взгляды на поведение, мнение или ценности. Конфликт может быть гораздо более сложным, чем просто простое разногласие.
Сложность конфликта обусловлена восприятием реальности его участниками, их потребностями, желаниями, идеями или ценностями. Она также зависит от эмоциональной реакции вовлеченных сторон — чувствуют ли они гнев, подавленность или боль. Конфликт можно как урегулировать, так и усугубить, в зависимости от поведения участников: проявляют ли они эмпатию, ведут спокойный диалог или повышают голос, прибегают к физической агрессии или оскорблениям.
Конфликт инициируется различиями между людьми и зависит от их реакции и взаимодействия.

Чего следует ожидать?

На протяжении всего детства дети участвуют в большом количестве социальных взаимодействий. Они управляют множеством различных отношений с учителями, друзьями, одноклассниками, братьями и сестрами, родителями и другими родственниками. Поэтому, в повседневной жизни они часто сталкиваются с конфликтами.
Спор может возникнуть тогда, когда мнение ребенка или его потребности отличаются от мнений или потребностей других людей. Ребенок может реагировать эмоционально: испытывать злость, грусть, страх или обиду. Эти эмоции могут привести к крику, оскорблениям или даже физической агрессии, превращая обычное разногласие в серьезный конфликт.
Дети с плохими навыками разрешения конфликтов могут сталкиваться с такими проблемами, как:

  • повышенная агрессивность;
  • социальная изоляция;
  • депрессия;
  • одиночество;
  • тревога.

Дети, которые умеют мирно разрешать конфликты, имеют больше шансов завести друзей, тогда как дети, прибегающие к неправильным поведенческим реакциям, могут быть отвергнуты своими сверстниками.
 

Что вы можете предпринять?
 

  • Демонстрируйте пример позитивного разрешения конфликтов. Ваше поведение во время собственных конфликтов оказывает значительное влияние на детей. Если родители кричат, оскорбляют и угрожают друг другу, это передает детям неверное представление о допустимых видах поведения. Позитивное моделирование, включающее сочувствие, креативное решение проблем и контроль эмоций, служит прекрасным примером для детей.
  • Создавайте безопасную среду для детей. Важно, чтобы родители контролировали свои эмоции и могли спокойно и поддерживающе выслушать ребёнка. Помогите детям чувствовать себя комфортно и безопасно, позволяя им выражать свои чувства и мысли без страха перед негативной реакцией.

     

Как помочь ребенку справиться с конфликтом?

Независимо от ситуации, обучение детей умению разрешать конфликты помогает им развивать положительные социальные и эмоциональные навыки.

  • Разговаривайте с ребёнком. Спокойный разговор помогает детям успокоиться, осознать свои чувства и найти решение проблемы.
  • Обсуждайте эмоции. Помогите детям распознавать свои чувства и обсуждать их. Разговор об эмоциях может помочь детям понять, почему они реагируют так или иначе.
  • Обучайте методам релаксации. Помогите детям находить способы успокоиться и избавиться от негативных эмоций, например, через глубокое дыхание или творчество.
  • Помогайте ребенку понять его потребности. Общение помогает ребенку осознать свои потребности и желания, а также понять чувства других участников конфликта.

Практические советы для родителей

  • Будьте добрыми. Трудно конфликтовать с человеком, который доброжелателен.
  • Избегайте обидных слов. Это только усугубит ситуацию.
  • Говорите прямо и честно. Так ваш собеседник сможет понять вашу точку зрения.
  • Внимательно слушайте и перефразируйте сказанное. Это поможет исключить недоразумения.
  • Используйте "я" высказывания. Например, "Мне грустно, когда ты не играешь со мной", вместо "Ты меня игнорируешь".

Ищем независимое решение конфликта

Дети должны определять проблему и искать пути решения самостоятельно, приобретают навыки самостоятельного урегулирования конфликтов после нескольких тренировок с родителями.

  • Используйте мозговой штурм. Составьте список идей для разрешения конфликта.
  • Будьте гибкими и готовы к компромиссам.
  • Обдумывайте последствия своих решений.