10 Способов, Как Научить Ребенка Безопасности — Родители Шокированы!

Когда вы обсуждаете с ребенком правила безопасности, важно разъяснить ему, почему они имеют значение. Хотя можно заставить его следовать указаниям с помощью фразы: «Потому что я так сказал(а)», потребуется больше усилий, чтобы показать, что эти правила действительно важны. Объясните, что установленные правила не призваны ограничить его радости, а служат для его защиты. Если ребенок понимает, что правила справедливы и целесообразны, вероятность их соблюдения возрастает.

Не стоит запугивать ребенка. Если вы хотите, чтобы ребенок не лез на деревья, не говорите: «Ты упадешь и серьезно травмируешься». Вместо этого скажите: «Ты можешь упасть и получить боль». Преувеличение угроз может вызвать два нежелательных эффекта (или оба сразу):

  • Ребенок перестанет вам доверять, понимая, что то, что вы говорите, маловероятно;
  • Ребенок поверит вам, но будет расти с убеждением, что мир — это угрожающее место, полное опасностей.

Если ребенок нарушает установленные правила, вы должны дать ему понять, что его неосторожное поведение имеет свои последствия. Например, если он выбегает на проезжую часть, сразу верните его в безопасное место, повторите правило и поясните его причины, скажем, что водители могут не заметить ребенка, и предостережите, что так делать нельзя.

Такое предостережение следует делать лишь единожды. Если ребенок снова нарушает правило, необходимо ввести строгие последствия, связанные с обеспечением его безопасности. Например, если он повторно выбегает на дорогу, уводите его домой. Объясните связь между его поведением и последствиями: «Я предупреждала тебя, что бегать по проезжей части нельзя. Это опасно. Если ты не можешь безопасно играть на улице, будешь играть дома».

Когда ребенок видит справедливость установленных правил и понимает необходимость защиты, он начнет соблюдать их не для того, чтобы вас радовать, а потому что сам осознает их полезность.

Внутренний голос

Для безопасности ребенка важно не только следование правилам, но и доверие к собственным инстинктам касательно того, что опасно, а что — нет. С вашей помощью ребенок должен развивать свой внутренний голос, который предупреждает его о возможных опасностях. Этот внутренний голос удержит его от того, чтобы садиться в машину к незнакомцу, гулять по пустынным местам и прочее. Потому важно научить ребенка доверять своим интуитивным ощущениям. Всякий раз, когда он слышит внутренний голос, пусть прислушивается к нему.

Репетиция безопасности

Еще один способ развивать у ребенка самоохранительные инстинкты — проигрывать вместе с ним ситуации, связанные с безопасностью, в игровой форме. Пробуйте простые проблемы вместе со сложными:

  • Что бы ты сделал, если бы незнакомец захотел забрать тебя из детского сада и отвезти домой?
  • Как бы ты поступил, если бы твой мяч оказался на дороге?
  • Что бы ты сделал, если бы потерялся в магазине и не нашел меня?
  • Как бы ты поступил, увидев, как другой ребенок упал с дерева?
  • Что бы ты делал, если бы другой ребенок блокировал тебе доступ к горке?
  • Что ты предпринял бы, если бы разбил стакан?
  • Что бы ты сделал, если друг предложил тебе что-то опасное?

Если ребенок не знает ответа на ваш вопрос, предложите ему несколько вариантов на выбор.

Ребенок может дать неожиданные ответы, например: «Я подожду, пока мяч сам вернется ко мне»; «Я предложу ребенку конфету, чтобы он отступил» и т. д.

Не надо смеяться над такими ответами ребенка. Он говорит серьёзно, а его ответы соответствуют его возрасту. Вместо этого похвалите его за сообразительность и предложите лучшее решение. В следующий раз задайте тот же вопрос снова.