10 секретов, как приучить ребенка к дисциплине без слёз и истерик!

Понятие дисциплины является одним из наиболее важных, но вместе с тем и самых запутанных для родителей. Все они едины во мнении, что детям необходимо прививать дисциплину, однако, методы её достижения могут сильно варьироваться.

Давайте разберёмся, как эффективнее всего воспитать дисциплинированность у ребенка. Но прежде всего нужно понять, что стоит за этим термином.

Дисциплина и наказание

Что первое всплывает в сознании, когда вы слышите слово «дисциплина»? Кара? Власть? Позитивное подстегивание? Все эти понятия имеют своё место. Воспитание дисциплины – это процесс обучения ребёнка нормам поведения, и для этого можно использовать как наказание, так и поощрение или наставничество. Иными словами, дисциплина – это способ научить ребенка вести себя подобающим образом.

Тем не менее, методы, используемые родителями, могут быть разнообразны. Некоторые родители применяют наказания, такие как запрет на любимые занятия или небольшие физические наказания. Другие предпочитают обсуждать с ребенком его поведение, объясняя, чего от него ожидают и какие будут последствия за нарушение правил. Этот метод основывается на логике и позитивном подстегивании.

Некоторые из этих методов могут быть эффективными и помогать ребенку стать успешным и счастливым, в то время как другие могут спровоцировать у ребенка протест против власти и установленных правил.

Как правильно прививать дисциплину ребенку?

Привить ребенку дисциплину – это непростая задача. Потребуется огромное количество терпения, любви и навыков коммуникации.

1. Четко обозначьте свои ожидания

Как должны дети реагировать на ваши вопросы? Как следует вести себя в присутствии гостей или в общественных местах? Что для вас означает хорошее поведение и дисциплина?

Если у вас нет ясных ответов на эти вопросы и вы не знаете, как должен поступать ребенок в различных ситуациях, то как он может это понять? Родителям нужно чётко формулировать свои ожидания и объяснять их детям.

2. Будьте разумными

Устанавливая свои ожидания, помните, что идеальных людей не существует. Ставьте достижимые цели, которые под силу вашему ребёнку. Если требования будут слишком высокими, у ребенка может пропасть мотивация стараться.

3. Будьте последовательны

Нельзя нарушать собственные правила только потому, что так удобнее. Такой подход только подрывает ваш авторитет. Будьте последовательными и подавайте пример своего строгого соблюдения установленных норм. Однако, ваши правила не должны быть уничижительными или обескураживающими для ребенка.

Когда вы нарушаете правила, это может дать ребенку повод задаться вопросом: «Если родители могут нарушать правила, почему я должен их соблюдать?»

4. Не будьте чрезмерно авторитарными

Родители играют важную роль в жизни ребенка, но важно выбрать правильный стиль воспитания – авторитарный или демократичный. Разница между ними весьма значительна.

Авторитарные родители часто используют аргумент "Потому что я так сказал!" и требуют неукоснительного подчинения, не объясняя причин своих требований. Это может унижать ребенка и снижать его желание уважать правила. С другой стороны, демократичные родители ясно объясняют свои ожидания и ограничения, показывают пример и хвалят за хорошее поведение, уважая мнение ребенка.

5. Формируйте эмоциональные связи

При общении с ребенком важно быть полностью вовлеченным. Отвлекитесь от всех дел, уберите мобильный телефон и сосредоточитесь на разговоре. Так ребенок поймет, что его слова важны для вас.

Эмоциональная связь укрепляет доверие и способствует лучшему соблюдению установленных правил. Ребенок будет более склонен слушаться и следовать правилам, если он чувствует вашу поддержку и понимание.

6. Откровенное общение

Избегайте категорических заявлений, которые могут закрыть путь к диалогу. Например, если ребенок отказывается идти куда-то, вместо фразы "Мы идем, потому что я так сказала", спросите: "Почему ты не хочешь идти?" Понимание причин поможет вам лучше скорректировать поведение.

7. Используйте ошибки ребенка как возможности для обучения

Ошибки – это отличные уроки. Когда ребенок делает что-то неправильно, дайте ему шанс осознать это и исправить свою ошибку, а не вмешивайтесь сразу с критикой. Объясните, как поступить лучше в следующей ситуации.

Воспитывая дисциплину, важно чётко излагать свои ожидания, показывать хороший пример, давать ребенку выбор и пространство для роста, а также устанавливать границы для его безопасности.

Но насколько строгими должны быть эти границы? Допустимы ли физические наказания?

Наказание и дисциплина – не одно и то же

Считаете ли вы, что без наказания невозможно воспитать дисциплину? Многие родители так думают. Но это спорный метод по многим причинам:

  • Слово «дисциплина» происходит от латинского «обучение». Цель дисциплины – научить хорошему поведению, а не контролировать через страх;
  • Наказания могут внушить ребенку, что он не несет ответственности за свои поступки;
  • Они могут нанести длительный вред психике ребенка;
  • Физические наказания могут привести к агрессивному поведению и другим проблемам;
  • Чрезмерное наказание может перерасти в жестокость.

Дети, которых часто наказывают, начинают чувствовать, что их поведение зависит от кого-то другого. Ваша задача – не вредить, а направлять и исправлять поведение.

Эффективные методы воспитания дисциплины

Дисциплина должна помогать ребенку различать хорошее и плохое поведение по общепринятым нормам, при этом не нанося ему вреда. Разные возрастные группы требуют различных подходов.

3–5 лет

Дети старше трех лет уже понимают указания и могут следовать им. Они также начинают понимать связь между поведением и последствиями. В этом возрасте важно объяснять границы и поощрять достижения:

1. Позитивное подкрепление

Этот метод акцентирует внимание на положительных поступках, поощряя хорошее поведение. Он идеально подходит для маленьких детей.

2. Руководство и пример

Дети в этом возрасте еще не могут четко различать правильное и неправильное. Их нужно учить правильному поведению через объяснения и собственный пример.

3. Подкрепление наградами

Использование наград для поощрения хорошего поведения, но не следует перегибать палку, чтобы избежать превращения наград в подкуп.

4. Время на успокоение

Если ребенок упрямится или впадает в истерику, дайте ему время успокоиться. Вместо угла, лучше позвольте ему немного побыть наедине. После этого обсудите его поведение и объясните, почему такое поведение неприемлемо.

6–7 лет

В этом возрасте дети начинают лучше понимать последствия своих поступков. Родители должны быть последовательны в своих действиях и стремиться к логическим последствиям:

5. Установите четкие правила и границы

Установите ясные и понятные правила, чтобы ребенок понимал, что от него ожидается.

6. Разъясняйте последствия

Используйте естественные и логичные последствия, чтобы ребенок понимал связь между своими поступками и их результатами.

7. Мягкая дисциплина (перенаправление)

Отвлекайте ребенка от нежелательного поведения, предлагая альтернативы.

8. Эмоциональный коучинг

Научите ребенка выражать свои эмоции словами, а не действиями.

9–12 лет

Для детей этого возраста наиболее эффективны естественные последствия и следующие методы:

9. Учите ребенка на его ошибках

Помогайте ребенку осознавать последствия своих поступков и учиться на них.

10. Предлагайте альтернативы

Когда ребенок проявляет упрямство, предложите ему несколько вариантов выбора.

13 лет и старше

Подростки более устойчивы к логическим аргументам, и в этом возрасте могут быть полезны следующие методы:

11. Дискуссия и сотрудничество

Совместное обсуждение проблем и поиск решений помогает подросткам чувствовать ответственность за свои действия.

12. Лишение привилегий

Связанные с проступком наказания, например, лишение права на прогулки, если подросток поздно возвращается домой.

13. Переговоры

Заключение соглашений с подростком помогает достигать компромиссов.

Важно помнить, что дети следуют за своими родителями. Подавайте хороший пример, и создавайте здоровую, дисциплинированную среду для своих детей. Будьте последовательными и поддерживающими, чтобы развивать у ребенка здоровое понимание дисциплины.